Конфликтные ситуации в посткатастрофных условиях


Тип конфликтных ситуаций в посткатастрофных условиях приводит к возникновению и нарастанию двух противоположно направленных тенденций: с одной стороны, к усилению сплоченности людей, объединенных чувством общей беды, а с другой к возрастанию социально-психологической напряженности, влекущей за усиление конфликтогенности житейских ситуаций, с которыми люди сталкиваются повседневно. Особенно, это заметно при анализе Отношений в семьях и между соседями, а также с коллегами по работе или учебе.

Причем первая тенденция постепенно усиливается и начинает преобладать над второй. Если в ноябре 1991 г. только 15,3 % опрошенных в ряде районов Гомельской и Могилевской областей утверждали, что продолжающееся воздействие Чернобыльской катастрофы и ее последствий привело к усилению взаимопомощи и к гораздо большей сплоченности членов семьи, то в конце 1994 г. такие суждения высказали уже 18,8 % респондентов. Что же касается второй тенденции – обострение конфликтогенных ситуаций, то ее зафиксировали в 1901 г. 22 % опрошенных, а в 1994 г. – 22,7 %, то есть практически уровень деструктивных воздействий посткатастрофных процессов на внутрисемейные отношения практически не изменился.


В сходных пропорциях протекают изменения в сфере отношений с товарищами по работе или учебе, а также соседями. Примерно каждый пятый респондент утверждает, что отношения с товарищами по работе в посткатастрофный Период ухудшились, а каждый восьмой или десятый – улучшились. Ухудшение отношений с  соседями и возникновение в связи с этим конфликтных ситуаций зафиксировали 8 % респондентов в Гомельской области и 11 % – в Могилеве, а их улучшение отметили 9 и 12 % соответственно.


Здесь, как видим, показатели близки, что свидетельствует об идентичности тенденций в межличностных отношениях людей в условиях посткатастрофного развития. В этом отношении наиболее важным показателем становится сохранение отношений с соседями в прежних дружественных рамках. В целом они являются самыми высокими, различие в их оценке жителями Гомельской и Могилевской областей составляет всего 4,7 %, а средневзвешенный показатель составляет 66 %. Что же сплачивает людей, помогает преодолевать им возникающие конфликтные ситуации в условиях посткатастрофного развития? Наибольшее число респондентов – 31,3 % в Могилевской области и 39,2 % в Гомельской – отметили в качестве решающего фактора общую тревогу за здоровье своих детей. Более сплачивает, чем разъединяет, людей также тревога за будущее своих детей как полноценных граждан, способных создать семью, хорошо устроиться в жизни; забота о том, чтобы дети получили хорошее образование и специальность, выросли честными, скромными, трудолюбивыми, с любовью и вниманием относились к своим родителям.


Таким образом, в системе межличностных отношений, развертывающихся в посткатастрофных ситуациях в социально-горизонтальных направлениях, превалирующими оказываются тенденции объединения усилий людей, их сплочения, которые как бы оттесняют на задний план, приглушают возможнее конфликтные ситуации, смягчают их остроту.
Эмоционально насыщенное (преимущественно нега-тивными переживаниями и ожиданиями) субъективное восприятие радиационного ряска, усиленное отрицательными эмоциями, возникающими в процессе взаимодействия населения, загрязненных районов с работниками торговли и управленческих структур, становится мощным не только стрессогенным, но и конфликтогевным фактором.

В результате его многостороннего действия существенно расширяется социальное пространство развертывания различных конфликтов, главным образом вертикальных, дисфункционального типа, вектор враждебности которых направлен в сторону властных и административно-организационных структур. Такой направленности конфликтов способствует и нарастающая неудовлетворенность граждан, обращающихся в местные советы депутатов и другие управленческие органы за помощью. Сентябрьский опрос 1994 г. показал, что в радиоактивно загрязненных районах Гомельской области обращался за помощью в местные управленческие структуры каждый третий из Общего массива опрошенных, но в полной мере удовлетворены решением их проблем только 1,2 % респондентов, удовлетворены в той или иной "степени еще 8,5 %, а совсем не удовлетворены 13 %.


В некоторых местностях количество неудовлетворенных рассмотрением их просьб в местных органах самоуправления еще выше и достигает в Брагинском районе 15,8 %, а в Чечерском – 16,5 % респондентов. За помощью в такие органы чаще обращаются женщины, чем мужчины. В частности, неоднократное обращение за помощью в местные советы депутатов констатировали 61,3 % опрошенных женщин и почти вдвое меньшее количество (37,5 %) мужчин. Соответственно и среди абсолютно неудовлетворенных рассмотрением их просьб и жалоб в этих органах самоуправления насчитывается 59,7 % среди женщин и 36 %  среди мужчин.