Черты кризиса в обществе


Недовольство управленческой деятельностью возрастает, по мере углубления экстремальной ситуации степень такого недовольства увеличивается. Конечно, недовольство резким снижением уровня жизнеобеспеченности отнюдь не всегда и не у всех прямо и непосредственно трансформируется в критическое отношение к органам управления. В этом смысле более надежными по своим результатам являются социологические исследования, прямо преследующие цель  выявить уровень недовольства различных групп населения деятельностью властных и управленческих структур.

Проведенное в 1994 г. социологическое исследование во всех шести областях Беларуси показало, что неэффективностью государственного управления в  республике серьезно обеспокоено свыше 30 % опрошенных, а.в Гомельской области, серьезно пострадавшей от Чернобыльской катастрофы, доля неудовлетворенных управленческой деятельностью возрастает до 67,3 % от общего количества опрошенных. Характерно, что гораздо больше слабой эффективностью государственного управления обеспокоены мужчины, которые, как правило, более серьезно и глубоко интересуются проблемами политики, чем Женщины. По мере ухудшения социально-экономической ситуации, которая все более рельефно воплощает в себе черты кризисности, экстремальности, балансируя порой на грани катастрофичности, резкие критические оценки концентрируются не только на местных управленческих структурах, но и на республиканских законодательных и исполнительных структурах власти. Столь острая критическая направленность оценки высших республиканских структур управления жителями столицы Беларуси объясняется несколькими факторами. Один из них обусловлен гораздо большей, чем в других населенны пунктах, особенно сельских, степенью политизации населения и более широкой вовлеченностью его в политические противостояния, углубляющие экстремальность социально-политической, и экономической ситуации. Другой же связан с более близко видимым, а потому и реально осязаемым разрывом между политическими лозунгами, декларациями, призывами, которыми грешат многие парламентарии и члены правительствами конкретными делами, существенно отличающимися от этих лозунгов.


К тому же сказывается сопоставление ситуации с соседней Польшей, которая, кажется, начинает преодолевать полосу экстремальщины и вступает на путь стабилизации социально-политического положения.Было бы достаточно рискованным судить об эффективности деятельности управленческих структур только на основании отражения ее в общественном мненйи населения, его различных территориальных и социально-демографических групп. Поэтому анализ материалов массовых опросов населения по поводу управленческой деятельности Однако только 48; 9 % из них в Беларуси и 43,4 % в России уверены, что местные власти обладают достаточными возможностями для эффективного решения этой задачи. Когда же мы переводим данную проблему в плоскость личностного воздействия руководителя районного звена на развитие экономики своего региона, то эффективность здесь снижается еще в 6 – 7 раз.


Если следовать логике здравого смысла, а без этого не только в политике, но и в социологическом исследовании не обойтись, то вслед за выяснением первоочередности проблем и возможности их решения вполне резонно выяснить, какова же реальная действенность местных органов власти, то есть в какой степени они, их конкретные работники, начиная от руководителя администрации и председателя райсовета и кончая рядовым сотрудником аппарата исполкома, способны влиять на решение проблемы развития экономики, здравоохранения, образования я т. п. в своей местности. Оказалось, что именно здесь и находится камень преткновения, о который то и дело спотыкаются руководители районного масштаба.