Управление экологической безопасностью в Беларуси


В условиях Беларуси в управлении экологической безопасностью следует выделить два основных компонента. Первый из них является общим для всех стран СНГ. В него входят:


1. Более активное, принятие мер по защите окружающей среды, усиление ассигнований на природоохранную деятельность.
2. Обеспечение экологически устойчивого развития, включая переход от традиционного социально-экономического к социально-экономикоэкологическому развитию, базирующемуся на природонеразрущающем экономическом механизме удовлетворения потребностей (с возможным достижением экологической «достаточности» на национальном уровне и международного паритета в состоянии окружающей среды).
3. Активный и целенаправленный перевод оборонных отраслей экономики на решение мирных задач (конверсия), который должен носить экологически приемлемый характер, дающий возможность не только уменьшить чрезмерное техногенное давление на окружающую среду, но и добиться высвобождения средств на принятие природоохранных мер на национальном уровне, создания международных экологических фондов и программ совместных действий.
4. Заключение международных договоров (имея в виду радиационную угрозу, исходящую от Игналинской и Ровенской атомных электростанций) о совместном управлении экологическим риском, исключающем возможность возникновения международных экологических конфликтов.


Второй компонент управления экологической безопасностью определяется специфическими условиями страны, понесшей наибольшие потери от крупномасштабной ядерной катастрофы и вызванного ею экологического бедствия на обширных территориях.Прежде всего необходимо, чтобы Кабинет Министров Республики Беларусь выделил проблему стабилизации и улучшения социально-экономического и экологического положения, социально-психологического состояния населения в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, в качестве приоритетных задач на 1995–1996 гг. и последующую перспективу, обратив особое внимание на обеспечение жителей экологически чистыми продуктами, средствами определения реального экологического риска, усиление работ по прекращению тех видов хозяйственной деятельности, которые способствуют миграции радионуклидов и тем самым расширяют ареал экологического бедствия.


Во-вторых, Госкомчврнобылю, Гомельскому и Могилевскому облисполкомам целесообразно поставить перед правительством республики вопрос о предоставлении пострадавшим от катастрофы регионам статуса зоны социально-экономического и экологического бедствия, а в связи с этим осуществить переспециализацию хозяйств Наровлянского и Хойникского районов Гомельской области, Быховского и Костюковичского районов Могилевской области, обеспечив одновременно в указанных районах льготное налогообложение промышленных производств и льготное снижение поставок сельхозпродукции, что содействовало бы уменьшению техногенной нагрузки существенно ослабленную экосистему.