Социально-психологические исследования катастрофы


Социологические и социально-психологические исследования, к сожалению, свидетельствуют, что в зоне радиоактивного загрязнения происходят существенные негативные отклонения в социализации формирующейся личности. Сопоставление самооценок, сделанных старшеклассниками Могилевской и Гомельской областей, с такими же самооценками школьников в Гродненском районе показывает, что дети в загрязненных регионах больше осознают важность здоровья (86 % против 76 %) и здоровой экологии (62 % против 46 %), чем их сверстники из экологически чистых районов.


Следовательно, жизненная ценность образования снижается повсеместно, но особенно заметна эта тенденция в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Все это приводит к деструктивным изменениям в прожективных ориентациях школьников, а также в представлениях их родителей о возможностях благополучия детей в будущем.В социальном развитии детей, и подростков решающую. роль играет семья. Поэтому можно с удовлетворением констатировать, что у большинства опрошенных нами подростков, проживающих в регионах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, с родителями сложились хорошие отношения (у 64,4 %). Только 4,6 % опрошенных детей оценили отношения с родителями как плохие. Причем среди девочек такая оценка встречается несколько чаще, чем среди мальчиков (4,8 % и 3,8 %).
В контрольной группе подростков, проживающих в экологически чистом Гродненском регионе, количество плохих отношений с родителями составляет только 1,0 %. В характере отношений подростков и родителей значимых различий между семьями с разным культурно-образовательным уровнем не наблюдается. При опросе детей в 1991 г. – число плохих Отношений с родителями составляло 1,8 %. Таким образом, можно констатировать некоторое, хотя и небольшое, ухудшение семейной обстановки в регионах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.


Вместе с тем по оценкам опрошенных в 1992 г. детей у 10,9 % отношения с родителями за последний год ухудшились (по данным опроса 1991 г. ухудшение, отношений с родителями имело место у 7 % опрошенных). Произошло некоторое увеличение уровня конфликтности в семьях, проживающих в регионах,„пострадавших от Чернобыльской катастрофы.
Социологический опрос, проведенный в 1993 г., показал, что почти в каждой шестой семье часто возникают конфликты и ссоры (в семьях, проживающих в «чистом» регионе, уровень семейных конфликтов несколько ниже – здесь только в каждой девятой семье часто возникают конфликты).

При этом если в 1992 г. по сравнению с 1991 г. отмечалось некоторое увеличение уровня конфликтности в семьях, проживающих в регионах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, то в 1993 г. можно констатировать стабилизацию и даже некоторое снижение распространенности семейных конфликтов (с 17,9 %, происходящих регулярно, до 16,1 %). Вместе с тем в контрольной группе «чистого» региона регулярные конфликты были зафиксированы только у 11,1 % опрошенных семей. Особенно высокий уровень конфликтности был зафиксирован в семьях, проживающих в регионах со средним уровнем радиации (от 5 до 15 кюри), в них регулярные конфликты встречаются в 18,5 % случаев, а также в регионах с высоким уровнем радиации (от 15 до 45 кюри) – в 17,7 % случаев (в регионах с уровнем радиации до 5 кюри – в 6,5 % случаев). Это свидетельствует о том, что одним из негативных проявлений последствий Чернобыльской катастрофы является возрастание уровня психологической напряженности, состояния стресса и конфликтности в семьях.


Следует обратить особое внимание на значительный рост по сравнению с 1991 г. числа детей, которые связывают семейные конфликты со злоупотреблением спиртными напитками (с 13,8 % до 21,2 %). В чистом регионе только 10,1 % детей назвали эту причину. Особенно часто конфликты в семье на почве злоупотребления алкоголем имеют место в семьях с низким и средним уровнем образования родителей (соответственно у 22,3 % и 23,2 %). Возможно, имеет место тенденция к усилению алкоголизации населения, проживающего в регионах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Этот вывод требует дополнительной информации и анализа ситуации.


У подростков контрольной группы, проживающих в чистом регионе, перечень важнейших препятствий, не позволяющих чувствовать себя спокойным и уверенным в жизни, во многом такой же (кроме, конечно, проживания на радиоактивно загрязненной территории). При этом если судить по величине процентного выражения, то у подростков контрольной группы степень интенсивности влияния этих препятствующих обстоятельств несколько меньше. Это свидетельствует об определенном стрессовом состоянии, в котором пребывают подростки, проживающие в экологически вредных условиях,