Переселение пострадавших от катастрофы людей


В социологии катастроф считается общепринятым положение, согласно которому первоочередной задачей управленческих структур в случае крупной аварии, катастрофы, бедствия  является обеспечение оперативной эвакуации населения из пострадавшей местности: Это общепринятое утверждение нашло свое воплощение в практических мерах, принятых в первые же часы и дни после взрыва на четвертом блоке Чернобыльской АЭС. Но только спустя почти. пять лёт, в феврале 1991 г., оно воплотилось в принятом Верховным Советом Беларуси законе о социальной защите граждан, пострадавших от этой катастрофы, где в качестве первоочередной меры предусматривалось определение этапов отселения жителей с территории радиоактивного загрязнения.

В результате крупномасштабная и трудная работа по переселению пострадавших от катастрофы в экологически чистые районы растянулась на семь-восемь лет и до сих пор не завершена. О чрезвычайных по величине масштабах этого процесса можно судить хотя бы по тому, что на протяжении только 1989–1994 гг. по обязательному переселению выехало из зоны радиоактивного загрязнения почти 46 тыс. семей, а кроме того, переселилось более 3200 семей по свободному переселению. Из этой огромной массы людей около 11 тыс. человек переехало в столицу республики город Минск. Такая направленность переселенческих потоков при некоторых преимуществах (переезд в большой город, Достаточно благоустроенный в социокультурном отношении) порождает и массу трудноразрешимых проблем. Среди них наиболее остро переживаются переселенцами трудности с устройством на работу, сложности адаптации к условиям огромного урбанизированного пространства (что особенно трудно для переселившихся из сельской местности), разрыв привычных социальных связей .Социологический опрос ликвидаторов Чернобыльской катастрофы и их семей, переселившихся в Минск и другие населенные пункты Беларуси, показал, что свыше половины их испытывает серьезные трудности в процессе адаптации к новым условиям жизни, работы и учебы. Поэтому они нуждаются в помощи со стороны местных органов власти, помощи не только материального, но и социально-психологического характера. Для ее проведения следует широко привлекать специалистов  врачей, психологов, социологов, работников правовых органов, а также представителей общественных организаций и фондов милосердия.


В структуре мотивов, побуждающих людей, проживающих в радиоактивно загрязненных районах, изменять место жительства, бесспорное первое место занимает обеспокоенность состоянием здоровья детей (она здесь превышает в 4 – 7 раз такую же обеспокоенность в экологически чистом Поставском районе Витебской области), за ней по степени убывания следуют: опасное воздействие радиационного загрязнения на привычный образ жизни, озабоченность состоянием собственного здоровья, ухудшение отношений между людьми, рост преступности.В то же время в зоне обязательного отселения проведение соответствующих мероприятий привело к тому, что многие из тех, кто хотел уехать, уже сделали это. А остались в основном те, кто твердо решил не уезжать или до сих пор колеблется с принятием решения (таких здесь почти половина).