Оптимизация экологической ситуации в загрязненных районах


Возникла жизненная необходимость на государственном уровне использовать более гибкие и одновременно более эффективные меры для оптимизации радиационно-экологической ситуации в загрязненных районах для обеспечения экологической безопасности населения.Важным составным компонентом этой работы должно стать осуществление эффективной системы радиационно-экологического мониторинга как в республиканском масштабе, так и региональных, в том числе локальных, мониторингов для наиболее опасных с точки зрения радиационного риска районов. Эта система должна включать банки данных и знаний о состоянии биосферы, окружающей среды и происходящих в ней процессах, экспертные варианты диагностики и прогнозирования возможных экологически негативных явлений и процессов, единые экологические Паспорта контролируемых регионов и объектов. Нельзя забывать, что радиационно – экологическая ситуация и дозовые нагрузки на людей находятся в динамическом состоянии, с течением времени они изменяются, поэтому столь необходима эффективно действующая система радиационно-экологического мониторинга, позволяющая вносить необходимые корректировки в социально-экологические защитные мероприятия.

 


Второе направление деятельности по усилению экологической безопасности связано с более эффективным контролем за проводимой паспортизацией радиационной ситуации в населенных пунктах, в ходе которой предстоит завершить работу по измерению содержания радионуклидов в почвах, водах, продуктах питания более чем в 2500 населенных пунктах Беларуси. При проведении этой работы следует учесть, что до сих пор некоторая часть населения, проживающая в районах радиоактивного загрязнения, не получила данных о радиационном фоне на подворье, хотя в 1991–1993 гг., проведено огромное количество соответствующих замеров и каждый должен получить такой паспорт.

Большинство населения в пострадавших районах справедливо считает, что информированность с учетом конкретной ситуации должна содержать рекомендации как по правилам ведения личного хозяйства, так и о соблюдении личной гигиены. Это явится важной мерой по организации безопасного проживания на загрязненных территориях. Особо следует выделить те населенные пункты, которые расположены на стыках различных по степени загрязненности зон и население которых не желает отселяться в экологически чистые районы. Таких населенных пунктов в Гомельской области, например, насчитывается 24. Хотя подворные обследования радиационно-экологической ситуаций в этих населенных пунктах проведены в 1992 г., еще к концу 1993 г. большинство людей, проживающих в них, не имело радиационно-экологических паспортов своих подворий, не было к тому времени и соответствующих сведений о локализации различных степеней радиационного риска. А это – жизненно важная для людей, для их радиационно-экологической защиты информация.


Жители пострадавших от Чернобыльской катастрофы регионов Беларуси понимают, какие дополнительные трудности возникают для финансирования и реализации программ по радиационно-экологической защите населения, подвергшегося радиационному воздействию, в новых условиях независимого политического и экономического развития республики, но они не считают возможным допустить изоляцию страны в решении этих проблем. Большинство опрошенных в этих районах считают, что нужны совместные действия правительства Беларуси с правительствами и другими организациями Украины и России, включая и совместную разработку особого статуса регионов экологического бедствия. Только объединение усилий в международном сотрудничестве дает возможность учитывать трансграничную и длительную во времени сущность радиоэкологической катастрофы, вызванной взрывом ядерного реактора на Чернобыльской АЭС, и создавать условия для обеспечения экологической безопасности населения на обширных территориях.